Ижевский Икар

Фото: © Яна Рафикова

Футбол

Почему ижевский “Зенит”, долгое время лидировавший в урало-приволжской зоне ПФЛ, не смог выйти в ФНЛ.

Сын мой, держись, летя, середины.
Если ты опустишься слишком низко,
волны морские могут намочить тебе крылья
и утонешь ты в море, а если поднимешься высоко,
жаркое солнце может их опалить
и растает воск, скрепляющий крылья.
“Дедал и Икар”

На первых порах лидерство “зенитовцев” в урало-приволжской зоне ПФЛ легко читалось, исходя из того, что команда сохранила сыгранный костяк и безболезненно нивелировала потерю, казалось бы, незаменимых игроков – в частности, Марата Сафина и Алексея Цыганцова. Промашки, конечно, случались, – как в матчах с “Ностой” (0:0, 11.08.16) или “Сызранью-2003” (0:1, 22.08.16), – но они носили какой-то нелогичный, необъяснимый характер, и почти не портили впечатления от общей картины, которая выглядела по-настоящему привлекательной и интересной.

Вряд ли кто-то будет оспаривать мнение, что в первой части сезона “Зенит-Ижевск” был абсолютно закономерным лидером – и не столько даже из-за количества набранных очков, а сколько из-за общего уровня игры команды, почти безупречно действовавшей как в обороне, так и в атаке, как с позиции силы, так и вторым номером; но при этом дружина Игоря Меньщикова была таким лидером, для которого лидерство было вовсе не самоцелью, о чём красноречиво говорит поставленная в начале сезона руководством цель занять место не ниже второго.

К весенней части первенства ижевский коллектив подошёл с огромным 8-очковым преимуществом относительно “Челябинска”, занимавшего третью строчку, тем самым практически решив турнирную задачу ещё до старта заключительного круга соревнований; внушительным был отрыв и от нижегородского “Олимпийца” – 4 очка, что ставило “Зенит-Ижевск” в весьма двусмысленное положение: с одной стороны, реальная возможность выйти в ФНЛ, а с другой, отсутствие финансов для участия в турнире рангом выше. Команда, словно Икар, лавировавший в полёте между морем и солнцем, оказалась зажата в тисках неопределённости, которую руководство клуба снимало разве что размытыми словесными интервенциями:

Задача выйти в ФНЛ, но вопрос о финансировании команды в ФНЛ будет решаться тогда, когда мы туда выйдем, – сказал во время встречи с болельщиками директор ФК “Зенит-Ижевск” Сергей Вениаминович Тестоедов. Однако под гнётом тотального давления и равнодушия, помноженного на халатность, вопрос перестал быть актуальным уже за тур до окончания турнира.

Напасти начали преследовать “зенитовцев” одна за другой, передавая команду, словно эстафетную палочку, причём преследовали с особым цинизмом – в домашних матчах, на глазах у тех людей, которые верили, ждали, надеялись… Из-за отвратительно подготовленного (или отлично неподготовленного) поля Центрального стадиона первая домашняя игра третьего круга была перенесена в Казань (против “КАМАЗа” – 0:0, 18.04.17), а вторая хоть и состоялась там, где должна была состояться, но уж лучше бы тоже была перенесена – ижевчане, исповедующие комбинационный футбол, для которого жизненно важна ровная поверхность покрытия, уступили “Сызрани-2003” (1:2, 30.04.17), оказавшейся куда более неприхотливой к условиям игры.

Для третьего матча, проходившего уже на гладком газоне “Купола”, судьбина заготовила самый тривиальный вариант противодействия – подопечные Игоря Меньщикова, до поры до времени полностью контролировавшие ход встречи с “Челябинском”, столкнулись с судейским произволом; да, были спорные моменты и в поединках с “КАМАЗом”, “Сызранью-2003” и других, но тут вся линия судейства насквозь была пропитана предвзятостью.

Вы всё сами видели: вы видели реакцию трибун, реакцию наших футболистов. Пенальти не было. Как назвать этот пенальти, если не убийством? Некая предвзятость есть. Не все ребята могут справиться с этим; люди же все эмоциональные – и второй гол стал следствием того пенальти, выплеснули эмоции, выпали из игры на минуту-две. В моей практике в первый раз такое. Может нам тогда вообще не играть? Ну можем и не играть, если кому-то там очень хочется занять первое место, – рвал и метал после этого матча (1:2 – 13.05.17), в котором фактически и решился самый важный вопрос всего турнира, главный тренер команды Игорь Меньщиков, и будто между делом обронил фразу: Видимо, мы очень высоко залезли.

Но в отличие от Икара, рухнувшего с небес в море, которое и стало его могилой, “Зенит-Ижевск” после падения остался жив и показал в заключительных матчах то, за что его любят болельщики, то, за что Игоря Меньщикова журналисты систематически признают лучшим тренером урало-приволжской зоны ПФЛ: в поединке с “Олимпийцем” команда продемонстрировала отличный баланс между атакой и обороной (1:1, 19.05.17), “Волга” была повержена за счёт неимоверной отдачи и воли к победе (4:3, 25.05.17), а “Динамо” было разгромлено благодаря более высокому классу и привычной по этому сезону для ижевчан игре в давление (3:0, 30.05.17).

И не так уж важно, что в итоге команда Меньщикова заняла лишь второе место – куда важнее, на какие места расставит всех жизнь через 2-3 года.

Итоговая турнирная таблица
1. Олимпиец - 55 очков
2. Зенит-Ижевск - 51
3. Челябинск - 39
4. Сызрань-2003 - 35
5. Носта - 33
6. Волга - 31
7. КАМАЗ - 29
8. Лада-Тольятти - 21
9. Динамо - 9

Сказочное послесловие

Жил-был маленький мальчик Осип, в меру спортивный, в меру сообразительный, в меру трудолюбивый, в меру любознательный, в общем, самый обычный мальчик, каких немало можно встретить в любом дворе. Но было кое-что, что отличало этого мальчика от множества других мальчиков, – у него были богатые, но глупые родители; родители, которые души не чаяли в своём чаде и которые с малых лет твердили своему любимцу, что он самый лучший на свете, но, между тем, и сами не верили в это.

Богатые родители не раз обращались к некоторым другим родителям, жившим в этом же дворе, чтобы те запретили своим мальчикам обижать Осипа, и нередко сопровождали свои обращения интересными финансовыми предложениями, на которые, впрочем, мало кто соглашался, поэтому родителям Осипа приходилось прибегать к помощи со стороны мальчиков постарше, оказавшихся куда более падкими на наживу, – мальчики постарше не только охотно оберегали Осипа от любых напастей, но и в качестве профилактики били тех, кто мог пошатнуть уверенность Осипа в себе.

Осип вырос и переехал с окраины в район поближе к центру, но вырос абсолютно неподготовленным к жизни изгоем – и вовсе не по своей вине, а по вине родителей, которые не поверили в него, не дали ему возможность добиться всего самостоятельно. Впрочем, чего ещё ожидать от родителей, которым не впервой губить судьбы собственных детей.