В Рождественский сочельник на ижевском ипподроме стартовал очередной (пятый по счету) открытый чемпионат Удмуртии по зимним трековым автогонкам.
Удмуртская гоночная высота и семеро смелых
Зимний гоночный ивент Удмуртии был запущен в серию в 2011 году новым руководством республиканской Федерации автоспорта и очень скоро превратился в одну из немногих национальных серий на треке наряду с чемпионатом страны, Кубком России, первенством Татарии и несколькими традиционными зимними рейсингами.
Высокий статус этого трекового турнира регулярно подтверждали визиты на оригинальный Ижевский ипподром (нестандартная длина дистанции 1067м вместо 1600м, профилированные повороты и яйцеобразная форма «круга») известных российских пилотов Тимура Тимерзянова, Расуля Минниханова, Андрея Радошнова, Рафаэля Фаттахова, Тимура Шигабутдинова etc.
6 января 2015 года этот гостевой список расширили именитый отечественный ралли-драйвер Григорий Трегубов из Перми, «кольцевик» Лев Фридман из Москвы и двукратный чемпион России по автокроссу в дивизионе Д3-Спринт (багги с объемом мотора до 1400сс) ижевчанин Николай Бердников.
Однако в обойме пилотов разных гоночных «жанров» не растворились давние старатели зимнего трека. Даже взгляд наискосок на стартовый протокол дебютной гонки юбилейного - пятого – удмуртского сезона безошибочно выделял из основной сетки семерых смелых. Пилотов, которых надо было загодя назвать претендентами на подиум. В этот пул обозреватель SPORTUR.RU включил ижевчан Максима Загуменнова на ВАЗ-2108, Константина Данилова на CitroenC2, Дмитрия Богоявленского на CitroenSaxo (серебряный призер чемпионата Удмуртии-2011), Альберта Миронова (тоже на «восьмерке»), а также трио из нижнекамской команды ViattiRacingTeam– Жавронков-Гайнуллин-Нуриев.
«Крыши» и «краши» для подогрева
Гонка уже с первых хитов насытила зрителей яркими эмоциями. Несколько «крыш» и легких «крашей» в первой серии заездов «внушили» публике мысль – трехсот рублей, отданных за билет, ничуть не жалко.
По ходу гонки «уши» (перевороты в исполнении исключительно неофитов трека) периодически подогревали интерес болельщиков, а в целом кандидаты на медали и пьедесталы не давали усомниться в своем пилотском мастерстве. Разве что маленький казус в девятом заезде по чистому льду (после чистки трека) лишил Альберта Гайнуллина шансов догнать стабильно набиравшего очки Максима Загуменнова.
В том самом девятом хите на гриде (стартовой «решетке») Гайнуллин уезжал со второй «дороги» и явно засиделся (для интриги следующих репортажей мы пока умолчим о причинах позднего старта), успев увидеть корму машин у всех пяти соперников. В итоге гонщик из Башкирии, заявленный за «конюшню» из Татарии, сумел выцарапать только два очка и компенсировать образовавшийся дефицит не смог даже размен в двух очных заездах с Загуменновым. Максим наездил почти по максимуму - на 29 баллов, а Альберт «всего» на 26.
- Заранее знал, что выигрываю этап, даже если приезжаю третьим. Поэтому я не стал бороться за лидерство в заезде, немножко закрыл газ и доехал вторым, - специально для SPORTUR.RU прокомментировал гонку и повторный заезд с Гайнуллиным Максим Загуменнов. - В своих планах на сезон мне хочется выступать не только «на Удмуртии», но и выехать «на Россию». Без всяких задач попробовать себя, посмотреть, как ездят другие. Ни разу я еще не ездил «на Россию». Все упиралось в бюджет, потому что по стоимости одна гонка в Кубке страны равноценна полному сезону в чемпионате республики.
Абсолютный ударник дня
Главным "хорошистом", в том смысле, что ударником гоночного дня стал Олег Жаворонков. В шести заездах он заработал шесть вторых мест (по 4 очка в каждом). Все эти «пункты» сложили в актив нижекамского пилота 24 очка. Аналогичную сумму набрали еще два автогонщика и в перезаезде Жаворонков «перезаехал» ижевчан Данилова и Миронова.
- Тренировку и квалификацию я ехал на другой машине с более мощным мотором, - рассказывал Олег Жаворонков. - На основную гонку мы поставили стандартный мотор и хорошо, что я еще так отъездил. В целом доволен, хотя мощи, конечно, не хватало. Как и скорости и коробки. Зато погода была близкой к идеальной. Снежной пыли не было, трассу видно, соперников тоже и можно было бороться. В Ижевск мне очень нравиться выезжать. Мы как к себе домой сюда едем. Здесь трек хороший, публика великолепная. Болеют не только за ижевских гонщиков, но и за всех. А это всегда приятно!
Младший брат Главы Татарии и мнение генерала полиции
Мнение молодого пилота разделил и аксакал Раис Минниханов – младший брат Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.
- Зрителей в Ижевске всегда много и это не может не радовать. Они не просто болеют за автогонки. Они балдеют от автоспорта! – улыбался Раис Нургалиевич. Надо сказать, что персональным болельщиком главы Сабинского муниципального района Татарии на Ижевском ипподроме стал министр МВД по Удмуртии Александр Первухин.
- С Александром Сергеевичем мы познакомились, когда проводили Сабантуй. Наш Сабинский район ответственный за проведение Сабантуя в Ижевске и для нас столица Удмуртии давно как родная. Можно сказать, что мы побратимы.
Отметим, что Раис Минниханов пришел в автоспорт совсем недавно - в 2011 году.
- Когда мне исполнился «полтинник». Я всегда любил автоспорт, и старший брат у меня хорошо катается. Он же стал зачинщиком возрождения автоспорта в Татарии, - скромно сказал о пилотаже и роли Рустама Нургалиевича Раис Нургалиевич. – Если есть возможность, то я тоже катаюсь.
- В экстремальных видах спорта я пока слабо разбираюсь, но, тем не менее, могу оценить высокое мастерство автогонщиков. То, что они делают – это чудо! С них можно брать пример! – с обозревателем SPORTUR.RU поделился эмоциями генерал полиции Александр Первухин.
Вспомнить лед после асфальта
В паддоке (закрытом парке) казанец Айдар Нуриев выделялся как Олег Жаворонков и Альберт Гайнуллин - желтой шапочкой и комбезом от Viatti. При этом веселый и бодрый колер не оградил молодого пилота из Казани от разноречивых чувств.
- С одной стороны нормально отгонял, а с другой не очень, – усмехнулся Айдар. – Нынче я нацеливаюсь на выступление на чемпионате России, и поэтому гонку в Ижевске расценивал как тренировку. Чтобы вспомнить, как ездить по зиме. 5 января я сел за руль спортивного автомобиля и, признаться, не понимал, что нужно делать после лета, после асфальта ощущается огромная разница, когда ты гоняешься по льду. Моя машина подготовлена под требования класса «Национальный» и уступала по мощности «восьмеркам». Если на поворотах все мы находились в равных условиях, то на прямых с ними соперничать тяжело. Догоняют и на вираже «ложатся» на тебя…
«Щелчок по носу» для пермского гостя
Пройти «мимо» разговора с дебютантом зимнего трека Григорием Трегубовым для нашего репортера было бы слишком опрометчиво.
- Ипподром мне был интересен очень давно, - поведал обладатель раллийного Кубка Росси в абсолюте (2012) и двукратный чемпион страны по ралли в зачете R3 (2012, 2013). - Этот интерес своими рассказами разбудил во мне мой друг и известный ижевский автогонщик Игорь Даутов. Но сегодня вполне ожидаемо мне «дали по носу» – технически, и с точки зрения пилотажа я оказался не готовым к этим гонкам.
- Молодой человек, что-то ты как-то неправильно ехал сегодня, - с хитрой улыбкой провоцировал Трегубова руководитель гонки Сергей Загуменнов – дядя победителя Максима Загуменнова.
- Возможно, - ушел от детального ответа пермский гость. – За счет пилотажа результат можно улучшить и надо приводить в порядок технику. Моя машина была слишком тяжелой – на 150 кило, чем можно по техническим требованиям. Свои ошибки я увидел и буду их исправлять на двух следующих этапах чемпионата Удмуртии.
Для этого Григорий Трегубов и купил желтую Honda Civic. Ее мы должны увидеть 8 февраля и 9 марта, когда на Ижевском ипподроме состоятся второй и третий - финальный раунды удмуртского трек-чемпа.
Момент, мощность и на ботинках как на пальцах
После гонки наш обозреватель разглядел великолепный эпизод с участием Константина Данилова. Отъездив всю программу гоночного дня действующий чемпион республики наглядно раскладывал один из нюансов решающего хита - перезаезда с Жаворонковым и Мироновым. Причем Данилов делал это не «на пальцах», как пилоты самолетов, а на… зимних ботинках с высокой подошвой-протектором.
- Костя, какая-то рваная в своей стабильности получилась для тебя гонка. Даже если судить по зачетным баллам – 5-3, 5-3, 5-3…
- Согласен, - вздохнул Константин и разоткровенничался. - Погода не последнюю роль сыграла. При довольно высокой температуре лед был тяжелым, и это накладывало дополнительную нагрузку на мотор. С «низу» колеса не прокручивались, тяги не было, и половину прямой я только разгонялся. А на «восьмерках» мощность давала о себе знать сразу на выходе из виража. У них моментные моторы – выехал из поворота, нажал на газ и унесся вперед. Сегодня им было проще - ехали момент и мощность. Кроме этого на мой результат повлиял и недостаток опыта. Жаворонков дважды объехал меня тактически. Зная, что у меня нет соображения, он меня пропускал и я во всю дыру мчался туда… Оп, а там западня… Ну, что, теперь наматываю на ус эти оплошности. Иными словами, поборолся сегодня и заодно поучился.
Священник-гонщик и площадка для привлечения молодежи
Заметной персоной в ижевских гонках с недавних пор стал… отец Александр (Азаренков) из Оренбурга. Со священником и гонщиком наш журналист познакомился еще в марте прошлого года и сегодня настал подходящий момент – в праздник Рождества Христова - вспомнить нашу первую встречу.
- А у нас в Воткинске есть батюшка-байкер, - зачем-то обмолвился тогда репортер.
- А у меня тоже есть байк, - миролюбиво отреагировал отец Александр и признался, что является давним поклонником скорости.
- Скажите, что дает вам благословение на гонки?
- Две вещи. Первая - мне это нравится и приносит радость, а второе – это разновидность миссионерства. Это мой миссионерский ход, который не притянут за уши. Я нахожусь в команде и думаю, что уже многое сделал. Как мне представляется, это может привлечь молодежь и дать возможность для контакта. Автогонки - это площадка, на которой можно выстраивать отношения и говорить с молодежью. И самое важное, что они слушают. Раньше у меня был православный клуб единоборств и возникшую паузу я решил заполнить автоспортом. Сейчас параллельно идет строительство школы-интерната для детей сирот по единоборствам. Это будет православный Шаолинь, где мы будем обучать детей олимпийским и смешанным видам единоборств, а также рукопашному бою.
- Ваши мысли по миссионерству, наверное, должны находить созвучие с позицией диакона Андрея Кураева, который тоже «идет в народ», к примеру, к рокерам.
- Думаю, нет. В любом месте ты должен оставаться священником. И совершено неважно, где ты находишься и с кем. Ты должен призывать к своему духовному уровню и не опускаться. У меня социальное благочиние двух отделов и один из них тюремный. Я уже 15 лет занимаюсь тюрьмой, и никогда не позволял себе нарушать духовные законы. Я никогда не входил в диалог на уровне людей, понимая, что священник должен прийти туда и рассказать о Христе, должен показать именно духовную составляющую и не потерять ее. При этом я не оппонирую отцу Андрею, но я захожу и говорю: «Я здесь, потому что есть другая дорога, есть Христос». Я не занимаюсь панибратством. Панибратство расслабляет людей и не дает возможность увидеть новую высоту. Ее можно показать исключительно через свой пример. А слова на молодежном или тюремном сленге могут только занизить эту высоту.
- То есть вы не считаете приемлемым заигрывание и обретение дешевой популярности?
- Ни в коем случае нельзя увлекаться игрой с молодежью. Я захожу искренне и говорю, что есть Христос, и нам можно научиться с ним жить. Ошибка священников и миссионеров состоит в том, что у них есть расхождение между духовной жизнью и внешней. Как только это расхождение появляется, то миссионерство растворяется. Это обман. Миссионер должен быть не только высоко образован, но и жить духовной жизнью. Заходить к молодежи и демонстрировать им эти примеры духовной жизни. Иначе, какой смысл? Есть педагоги, преподающие в школах нравственность, а у нас иная миссия.
- Отец Александр, в спорте далеко не всегда побеждает самый сильный. Нередко самый хитрый, лукавый и изворотливый. В автоспорте и мотогонках нередко витает внутренняя агрессия, ненависть, стремление ко лжи. Вы пытаетесь своим примером что-то показать и доказать, выведя вранье хотя бы из спорта, если его нельзя его вытравить из жизни, политики и экономики?
- Пока нет. Считаю, что это надо делать не так. Нельзя указывать человеку на его ошибки. Он ответит: «Мне так нравится, зачем вы мне об этом говорите?». Это все деликатная сфера. Но само присутствие священника, не вербально, не навязчиво, а очень тонко, напомнит об этом грамотному человеку. Он подойдет и возьмет благословение и возникнет контакт. Мы же не можем знать, как воспринимают миссионерство люди. Я вице-президент Российского союза боевых искусств и вице-президент Федерации автоспорта Оренбургской области и если я не зайду сюда, то тогда это место займут другие проповедники и начнут навязывать свое видение. И сейчас я вижу результаты своего появления. Постепенно, потихонечку ситуация начинает меняться. Разумеется, я не претендую на глобальное изменение. Кто я такой, чтобы кого-то изменить? И если я это делаю, то в этих делах надеюсь только на Бога. Только Бог может менять людей, а я могу дать повод, сигнал, чтобы человек обратил на это внимание. Но последнее слово всегда за Богом…\
Открытый чемпионат Удмуртии-2015 по зимним трековым автогонкам
Положение пилотов после первого этапа из трех (начисление очков по количеству стартовавших по таблице Российской автомобильной федерации)
1. Максим Загуменнов, Ижевск – 100 очков, 2. Альберт Гайнуллин, Октябрьский – 87, 3. Олег Жаворонков, Нижнекамск – 78, 4. Константин Данилов, Ижевск – 69, 5. Альберт Миронов, Ижевск – 62, 6. Айдар Нуриев, Казань – 56, 7. Раис Минниханов, Казань – 50, 8. Дмитрий Богоявленский, Ижевск – 44, 9. Николай Бердников, Ижевск – 39, 10. Григорий Трегубов, Пермь – 34, 11. Ильдар Фаттахов, Ижевск – 29, 12. Александр Азаренков, Оренбург – 25, 13. Павел Иванов, Ижевск – 20, 14. Александр Григорьев, Ижевск – 16, 15. Елена Зорина, Ижевск – 12, 16. Альберт Курбанов, Ижевск – 8, 17. Лев Фридман, Москва – 5, 18. Александр Шувалов, Ижевск – 1.