Чемпионат России по зимним трековым автогонкам-2017 «взял пример» с шорт-трека на Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк-Сити.
Короткий сезон активности в российских трековых автогонках завершился двумя рейсингами на Ижевском ипподроме. Сначала пилоты машин с шипованной резиной и 1600 «кубиками» под капотом разыграли комплект медалей чемпионата страны, а затем в решающей гонке награды открытого первенства Удмуртии. «На России» лучшим зимним гонщиком впервые в карьере стал тольяттинец Дмитрий Брагин, а в республиканском турнире на высшую ступень пьедестала после перерыва вновь взошел Константин Данилов.
Что к чему нынче на льду?
Как и прежде в актуальном трековом российском турнире на лед выезжали автомобили с 1600-кубовым объемом моторов, но самых широких «жанров». Эта «жанровая широта» касалась как марочного состава машин, где в балансе сил в неравных пропорциях в пользу отечественных LADA Kalina (а также ее версий типа NFR) были представлены иномарки (в основном KIA и Citroen), так и гоночных дисциплин.
Имеется в виду, что в пелотоне, кружившемся по ледовым дорожкам на длинных классических мильных ипподромах в Усадах под Казанью, в подмосковном Раменском и на профилированном компактном (протяженностью «всего» 1067 м) «зеркале» в столице Удмуртии, можно было увидеть технику, подготовленную под шоссейно-кольцевые гонки и для ралли.
При равной кубатуре моторов их мощности существенно разнились и для того, чтобы на стартовой «решетке» поставить машины в равные условия, техническими требованиями была предусмотрена установка воздушных рестрикторов на впуске двигателя. Диаметр этих «затычек» составил 34 мм, и они не позволяли мотору выдавать мощность больше 140-150 «лошадей».
Другим обязательным регламентным требованием стало использование двух видов шин с 1.5 мм шипами. В этот шинный «дуэт» вошли финские колеса Black Rocket и российские покрышки «Мастер-Спорт».
– Не думаю, что ход с применением именно этих колес стал интересным, - в эксклюзиве для SPORTUR.RU еще до официально объявленного чемпионства комментировал пилот казанской командой «ТАИФ-Моторспорт» Дмитрий Брагин. – Перед стартовым этапом в Усадах мы протестировали все варианты шин, и все наши соперники быстро узнали, какие комбинации получат преимущество на квалификации и в основных сериях заездов. Так что уже после первого этапа все команды пришли к выбранной нами шинной стратегии, когда впереди ставились колеса «Мастер-Спорт», а сзади монтировались Black Rocket.
Наконец, еще одной технической особенностью, привнесенной уже по ходу турнира – с третьего раунда, оказались измененные правила установки балласта, который загружается в кузов в районе заднего моста.
По новой вводной регламента максимальный вес «подсаженного пассажира» составлял 80 кг (на 20 кило больше прежнего показателя). Понятно, что этот груз заметно «приземлял» к дороге «излишне» легкие машины.
– У меня «пассажир» весил «всего» 60 кило и это, разумеется, отражалось на результативности моей езды, – констатировал позже ижевский гонщик Константин Данилов. – Разгоняться с таким балластом было тяжеловато. Тем более что в теплую погоду лед стал мягким и нагрузка на мотор в значительной мере увеличивалась. Что касается «затычки», «задушившей» мотор, то когда накануне гонки мы откатывали программу, то зафиксировали потерю примерно 15-и процентов мощности, и это тоже заранее делало меня слабее многих соперников…
«Специальная» интрига для Ижевского ипподрома
Первые два этапа национального чемпионата почти что в «одни ворота» выиграл Дмитрий Брагин. Тольяттинский мастер и одновременно лидер казанской «конюшни» вполне мог «взять» и третий «лег» из календаря – в Раменском – и в этом случае на Ижевском ипподроме волжанину можно было «просто покататься».
Видимо и невольно не желая заранее лишать российский гоночный ивент острого сюжета, рефери третьего этапа после одного из заездов аннулировали результат Дмитрия Брагина.
Его «назначили» виновником столкновения с подмосковным гонщиком и депутатом Московской областной думы Евгением Аксаковым. Так что по итогам дня Брагин был «отброшен» в таблице на далекое шестое место.
– Думаю, что санкции ко мне применили ошибочно. Аксакова подтолкнул не я, а Айдар Нуриев и это было хорошо видно как с наружных видеокамер, так и с он-борда самого Айдара, – оглянулся в конец февраля пилот из Тольятти и улыбнулся. – Как мне представляется, это решение было принято для того, чтобы не убивать интригу в чемпионате и сохранить развязку до Ижевска.
Победные поползновения
Гоночным инцидентом между Аксаковым, Нуриевым и Брагиным недавняя гонка в Подмосковье не ограничилась. В одном из хитов «завязался» настоящий «замес», когда в жесткую аварию угодили сразу четыре автомобиля из пяти.
Не рассчитав скорость при входе в вираж, Евгений Аксаков сделал амплитудный кульбит и одним за другим в его Citroen Saxo врезались машины трехкратного чемпиона Европы по ралли-кроссу казанца Тимура Тимерзянова, мэтра отечественного автоспорта Владимира Череваня из Орла и матерого самарца Вячеслава Малеева.
Последним в этой «пачке» двигался ижевчанин Ильдар Фаттахов. Как ни пытался он остановить свою «Калину», но продукция АВТОВАЗа тюкнулась в иномарку под управлением орловского аса.
– Из-за колеи, образовавшейся на стартовой «решетке» («гриде», если на автоспортивном сленге – прим. авт.), я чуть-чуть «провалился» и крайним поехал за пелотоном. Едем круг, а потом Евгений Аксаков – такой же шоумен как наш Дима Богоявленский, устроил большой завал. Все возможные траектории и «лазейки» были закрыты, и увернуться от столкновения с Череванем было невозможно, – в интервью обозревателю медиагруппы SPORTUR.RU председатель Федерации автоспорта Удмуртии восстанавливал эпизод «побоища» в Раменском. – Я ударился в Череваня и пробил радиатор. Хорошо, что сумел завестись и поехал дальше. Остановившись на стартовой решетке, стал ждать судейского вердикта и перезаезда. И тут вижу, что ко мне бежит судья и сообщает: «У вас бежит антифриз!» Мне разрешили вернуться в закрытый парк и отремонтироваться. Пока механики ремонтировали моей автомобиль, завал на треке разобрали, и я оказался единственным, кто был готов снова выехать на дорожку. Судьи зафиксировали этот момент на фото и присудили мне 5 очков за победу в заезде!
– Ильдар! Твоя победа напомнила мне нежданный успех австралийца Стивена Брэдбери в шорт-треке в финале забега на 1000 м на Олимпийских играх-2002 в американском Солт-Лейк-Сити, не так ли?!
– Точно так! – рассмеялся ижевский автогонщик.
Причем аналогии между сюжетом из российского трека и эпизодом из давней Олимпиады в США выглядели абсолютной копией. Тот самый Брэдбери вышел в финал тоже после завала. Ну а то, что стряслось в финале, стало сущей фантастикой. Непререкаемым фаворитом в золотом забеге был хозяин ледового овала Аполло Антон Оно. Этот Оно до на последнего поворота боролся за награду высшей пробы с китайцем Джайюном Ли и на вираже снова произошло массовое падение. Все четыре конькобежца были «сметены» в тюки, и спокойно катившийся пятым Стивен Брэдбери, первым пересек финишную черту! Забавно и то, что за две оставшиеся медали Аполло Антон Оно и канадец Матьё Туркот сражались почти что ползком…
Достойные ребята с нашего двора
Не лишним будет сказать, что финал чемпионата России на Ижевском ипподроме оформил официальную длительную «прописку» еще в марте 2015 года. С тех пор болельщики из столицы Удмуртии в первой гоночной «серии» всякий раз могли смотреть за соперничеством лучших трековых пилотов страны, а во «второй серии» болеть, что называется за «ребят из нашего двора».
Однако в отличие от предыдущих лет, нынче в «домашней» гонке национального статуса дебютировали сразу два чемпиона Удмуртии – Константин Данилов и Максим Загуменнов. За день до развязки республиканского первенства, они не побоялись «вкатиться» в российский турнир и выглядел в нем очень достойно.
– Да заставили меня поехать! – не конкретизируя имен тех, кто заставил, с улыбкой «возмущался» пилот белого Citroen C2. – Заставили для того, чтобы заполнить «таблицу 16-и», хотя мне самому тоже очень хотелось прокатиться с этими «волками».
– Ну и как покатался?
– Это такие же люди, с которыми можно сражаться, можно побеждать или проигрывать, – резюмировал свои хиты с мастерами Константин Данилов. – Хотя, не скрою было сложно, потому что все сегодня боролись до конца, но корректно. Все ехали грамотно, и обогнать их было трудно… Точней практически невозможно. Можно было только подловить соперника на его невынужденной ошибке.
Также как и его ижевский земляк, Максим Загуменнов выезжал на все шесть заездов. Причем в одном из хитов Макс «разбросал» весь «караван», включая сильного тольяттинца Романа Агошкова, и выиграл заезд!
Выиграл с заделом, как будто это был не чемпионат России, а региональный междусобойчик. Пусть и открытый.
– Весь день у меня не получался старт из-за снежного наката на дорожке. Зато в своем шестом заезде мне выпало стартовать по чистому льду (после «гонки тракторов», расчистивших трек - прим. авт.) и я сразу же уехал вперед, удержал отрыв и выиграл, – разложил победные факторы довольный ижевчанин. – Не буду скрывать, перед дебютом волновался и, видимо, по этой причине немного неправильно подготовил машину. На гонку я привез семь колес, но технические комиссары допустили к гонке только три из них. Даже на тренировку выезжать было не на чем и мне пришлось бегать по закрытому парку, в поисках еще одной покрышки. Хорошо, что Ильдар Фаттахов выручил, и моя машина встала на «все четыре колеса».
– А что ты поставил в колесной комбинации – впереди «отечество», сзади - две «финки»?
– Да у меня все колеса были отечественными, и комбинировать в шинной стратегии не приходилось.
– Но даже этот оригинальный вариант стал еще одним победным резоном!
– Можно и так сказать! – усмехнулся Максим Загуменнов.
На следующий день именно эти два ижевских пилота повели очно-заочный спарринг за победу в чемпионате Удмуртии.
Для Константина Данилова региональный финал сложился в раскладе «хуже не придумаешь». Из шести хитов он насобирал в актив всего один успех, одну вторую сумму баллов, два четвертых места, одну пятую позицию и к этому тяжелому пассиву добавил «баранку» за сход.
На фоне этого «тяжелого наследия» гонка Максима Загуменнова выглядела тотальным доминированием над конкурентом – пять побед и только одно пятое место. И все же этих дивидендов не хватило для того, чтобы Загуменнов сумел удержать чемпионский титул в своих руках.
Когда бригада рефери конвертировала все набранные очки пилотов в общий зачет, то получилось, что Константин Данилов опередил главного соперника всего на четыре «пункта» (219 баллов против 215 у Максима) и после продолжительного перерыва вернул себе золото региональной «пробы».
Обладателем бронзовой награды в республиканском первенстве стал еще один ижевский автогонщик Александр Мингалеев, набравший 162 очка.
Открытый чемпионат Удмуртии по зимним трековым автомобильным гонкам-2017
Итоговое положение пилотов, top-10
1. Константин Данилов, Ижевск, Citroen C2 – 219 очков
2. Максим Загуменнов, Ижевск, LADA Kalina – 215
3. Александр Мингалеев, Ижевск, LADA Kalina – 162
4. Раис Минниханов, Казань, ВАЗ-21083, LADA Kalina – 156
5. Елена Зорина, Ижевск, LADA Kalina – 152
6. Дмитрий Богоявленский, Ижевск, Peugeot-206 – 142
7. Альберт Гайнуллин, Октябрьский, Республика Башкортостан, LADA Kalina - 126
8. Ильдар Фаттахов, Ижевск, LADA Kalina – 118
9. Олег Жаворонков, Нижнекамск, LADA Kalina – 100
10. Павел Иванов, Ижевск, ВАЗ-21083 – 92…
Всего классифицировано 20 пилотов из 24.