Максим Малаховский: портрет капитана. Часть вторая. Рационально-эмоциональная

Фото: © Михаил Бормин

Футбол

Капитан лидирующего в зоне “Урал-Приволжье” ижевского “Зенита” – о мандраже, пенальти, универсальности, дефиците нападающих в России и настрое занять первое место.

Есть какие-нибудь ожидания, предчувствия накануне весенней части сезона?

Всегда перед началом чего-то есть сомнения, тревога; не зря в спорте есть такое понятие, как предстартовый мандраж, который у хороших игроков должен уходить с первыми каплями пота. Но, с другой стороны, есть уверенность, что мы не зря идём на первом месте – и это должно быть в головах и умах футболистов и вообще всех, кто связан с “Зенитом-Ижевск”. Настраивать себя на какой-то негативный сценарий – это контрпродуктивно, обязательно нужно верить, ну и, естественно, делать всё для того, чтобы всё было хорошо.

Какой матч считаете ключевым в третьем круге?

Андрей Канчельскис, с которым я играл в двух командах, всегда говорил перед началом игры или какого-то отрезка: “Не важно, как начнём – важно, как закончим”. Важно, какую позицию мы будем занимать после заключительного тура. Нужно сделать всё, чтобы мы заняли то место, которое нас устраивает, – на сегодняшний день это первое место. Поэтому говорить о какой-то конкретной игре я бы не стал; гораздо важнее пройти ровно отрезок из восьми игр и в конце смотреть на всех сверху вниз.

Подводя итоги прошлого сезона, Игорь Меньщиков (главный тренер ижевского “Зенита” – прим.) назвал ключевым моментом в борьбе за второе место победу над “Челябинском”, которую принесли вы ударом с 11-метровой на последних минутах встречи. Волновались тогда?

Я прекрасно помню тот эпизод; если честно, то не было уже сил волноваться, потому что очень много сил было отдано в том матче; мы доминировали почти на протяжении всей игры, правда моментов для взятия ворот было больше у соперника, как это ни парадоксально, – но в конце заработали пенальти, и я взял на себя ответственность, ударил со всей силы, прошил вратаря.

А кто сейчас штатный пенальтист в команде?

Ситуация забавная: не секрет, что мы в этом сезоне ещё не пробили ни одного пенальти, поэтому я, честно говоря, даже не знаю. Может, ближе к играм тренерский штаб кого-то конкретного назначит. Но если будут какие-то заминки, то пробьёт тот, кто будет увереннее в себе. В прошлом году у нас бил Марат Сафин – он хорошо справлялся, разве что весной не пошло. Но исходя из того, как мы играли в атаке летом-осенью, то мы и без пенальти справляемся, хотя, наверно, стоит добавить в этом компоненте – агрессивнее идти в штрафную.

Вы как раз один из тех, благодаря чьим усилиям команда забивает много и регулярно. Ставите себе какие-то бомбардирские задачи на весеннюю часть сезона?

Я ставлю в приоритет командные задачи, они превыше всего. Всё зависит от контекста – если команда будет побеждать, то я готов пожертвовать своей собственной статистикой, хотя хотелось бы забить не меньше, чем в прошлом сезоне.

За те годы, что вы выступаете в “Зените-Ижевск”, вы поиграли на многих позициях – насколько сложно перестраиваться с позиции полузащитника на позицию нападающего, например?

Если я хочу оставаться в футболе в дальнейшем, то универсальность, надеюсь, мне поможет, просто потому что я знаю, как действовать на той или иной позиции. Для меня перестраиваться не сложно, потому что внимательно слушаю, что говорят на теоретических занятиях, и опыт подобный у меня есть. Я во всех командах на вопрос “А можешь ли ты там сыграть?” никогда не говорил “Нет”. У меня спрашивают “А можешь там?” – “Могу”. Вопросов про “Хочу” вообще не было, потому что “Хочу”. Я хочу играть, и мне, по большому счёту, без разницы на какой позиции, я люблю футбол и мне интересно познавать его с разных сторон. Хотя, не скрою, что в атаке играть гораздо приятнее, чем в середине поля или в обороне, мне нравится созидать.

По-вашему, нападающий – это призвание, или любого можно научить играть в атаке и забивать?

Если брать российский футбол, то это сейчас, наверно, самая дефицитная позиция, наряду с центральными защитниками. На ум только Дзюба и Смолов приходят, больше, наверно, и нет тех, кто регулярно забивает больше 10 мячей за сезон. Достаточно специфическое амплуа, за которое очень часто говорит статистика и, наверно, ещё раз статистика – статистика действительно многое говорит о нападающем. Научиться, в принципе, можно всему, и этому учат в детских футбольных школах, но раз уж это амплуа дефицитное для нашего футбола, то, наверно, есть проблемы с обучением. Может быть, проблема эта ментальная – в плане того, что на этих людях лежит груз ответственности по результативности команды, по набору очков. Отчасти нападающий – это и призвание, должно быть у человека голевое чутьё.


Первая часть