Руководитель, пожалуй, самого стабильного профессионального клуба Удмуртии о планах на сезон и «планах-громадье».
Приветствуем вас! В республиканском профессиональном спорте всегда не просто, но вы стартуете интервью с уверенной улыбкой? Отдохнули в межсезонье?
(уверенно, но скромно улыбается) Работаем! Куда деваться. Мы в принципе не отдыхаем (все еще улыбается, но тон приобретает все более рабочие нотки), ведь работаем комплексно, а не только Суперлигой живем. Вообще, легко никогда не было, особенно, если вспоминать, как все начиналось.
А я помню все, и поэтому каждый год общей ситуацией доволен, не доволен отдельными моментами – но это процесс. Мы все проблемы встречаем не в штыки, а решаем в рабочем порядке. Пришла новая? Решаем.
С виду, вам проще, чем некоторым клубам. У вас давно есть генеральный партнер в лице завода «Купол». Они серьезно тратятся. Есть ли давление со стороны руководства?
Я считаю, что давление вообще должно быть у нас внутри, а не снаружи. Мы должны сами себя подгонять. А не ждать со стороны руководства «Купола», со стороны председателя Федерации Марата Зиятдинова…
Знаете, он очень лично переживает за нас. Человек с неравнодушным сердцем, всегда очень радуется победам, сильно расстраивается, если проигрываем. Он на всех игра, ни одной не пропускает! И вот это, кстати, ответственность. Для меня лично это большая ответственность, которую, уверен, чувствуют и заводчане, которые вслед за руководителями стали регулярно посещать матчи.
Давления особого нет. Зато при постоянном взаимодействии и партнерстве получилось выстроить правильную схему развития баскетбола. Не до конца, но все же.
Расскажу по возрастам. Детские сборные команды несколько возрастов, потом ДЮБЛЫ, УдГУ СШОР3-фарм, Команда мастеров «Купол-Родники» в Супелиге-1. Без прорех, все возрасты задействованы, всем есть, куда сразу стремиться, не пропуская сезоны.
Годами шли к этому, и без поддержки Правительства и руководства завода, такая бесшовная вертикаль была бы невозможна. А теперь у нас всегда несколько местных ребят в основной команде: Чикуров, Стародумов, Наговицын, Пислегин – наши воспитанники, выросшие благодаря этой схеме. Таких команд во всей лиге мы, да еще парочка максимум.
Поэтому мы рады такой ответственности. А давление? Вы знаете, я готов к любому вызову.
Бюджет команды?
Команды, которые борются за медали, имеют в среднем 140 миллионов. А у нас минимальный, какой прописала Лига на этот сезон – 60 миллионов. Половину мы получаем из республиканского бюджета, вторую предоставляет «Купол».
У вас же и раньше так было? И к постановлению о формировании бюджета 50/50 с нового года вы готовы.
Да, уже несколько лет. Получается, что мы сразу были готовы. Просто потому, что и раньше так старались работать. Ну и где-то нам немного повезло. Например, с генеральным партнером. Знаем, такие отношения – редкость.
Хватает денег-то?
Как уже говорил, по текущим задачам – да. Но мы же не только команду финансируем, а вместе с Федерацией баскетбола Удмуртия – всю систему развития баскетбола в регионе. Поэтому безостановочно ведем работу по оптимизации и рационализации нашей деятельности, стараясь сбалансировать бюджет в любых условиях. Мы точно готовы к сезону по всем фронтам, но вот усилиться еще кем-то в Суперлиге пока не сможем.
А сильно нужны еще игроки? Какие позиции не закрыты?
Вообще, мы довольны, и по позициям все хорошо. Но если говорить в целом по уровню, по именам, надо отдавать себе отчет – мы сразу во второй половине таблицы. Но в том и прелесть спорта.
Я всегда говорю подрастающим пацанам: «Вы подтянулись, все, пора! Вы должны вот этого сожрать, этого переиграть». Имена это далеко не все, мотивация и спортивный дух помогут и молодежью достигать высот.
Судите сами.
В прошлом году мы остановились в четвертьфинале Кубка России. Это серьезный успех, ТОП-8 получается. Причем могли, вероятно, и лучше. Мы ведь выиграли в этой серии домашнюю, а потом проиграли по очкам в Иркутске. Как раз травмы, нехватка людей… У нас Карпеко сломался как раз в кубковой игре. И все это без особых имен. Здорово!
Правда, в этом сезоне точно придется работать еще усерднее. Во-первых, добавились новые сильные команды. Теперь их вообще 16, а не 14. Снова играет Сахалин, этакий магнат, который скупил половину игроков Лиги ВТБ. Усилился Спартак-Санкт-Петербург, Ярославль - с серьезнейшим бюджетом опять же в 140 миллионов.
Бесшовная вертикаль возрастов, которая была отмечена ранее, имеет вершину только у мужчин. Есть планы возродить взрослую женскую команду?
Помню, были отличные времена, когда наших девчонок поддерживал Ижевский Завод Пластмасс, и они играли на высшем уровне. Многое, конечно, изменилось с тех пор, но мы и здесь подтягиваемся.
Есть в системе женская команда УдГУ СШОР3, которая играет в Студенческой Суперлиге, Дивизион Восток. Элита АСБ. Это у нас самый старший возраст, все младшие тоже есть. По девочкам нет только пика.
Но для того, чтоб он появился, этот пик, нужны не только финансы, но и воспитанники. Здесь еще не все готово. Мы подбираемся к нужному уровню, но пока состава не набрать. Итог, конечно, зависит от качественной работы тренеров спортивных школ, тренеров ДЮБЛ.
Должен сработать ряд факторов.
Нам не хватает Республиканской школы, которая бы все объединила и решала вопросы стратегически и по вертикали. Сейчас нет консолидации. Все работают хорошо, но раздельно, с разными иногда даже задачами.
Нам всем не хватает общего Зала Игровых Видов спорта…
Но если говорить сугубо по девушкам – нужна именно консолидированная республиканская школа. Централизовать управление, выстроить и согласовать приоритеты, чтоб не было хотя бы не состыковок.
А они есть, и не мало. Бывает, одни и те же юные спортсменки нужны командам на разные соревнования – в одно и то же время, но в разных городах. И начинается вереница согласований, обсуждение приоритетов, предпочтений. Это отнимает много времени, и не всегда заканчивается положительно. Нужен единый план. Внутри единой школы, разумеется, это можно заранее все выстроить. Дать, между прочим, и детям, и родителям, четкие перспективы развития и роста вместо череды разнообразных и разбросанных повсюду турниров. И тренерам всем станет намного проще.
Кстати, о них. Появилась ли какая-то новая мотивация тренировать детей? Зарплаты, какие-то еще условия?
У нас есть Фонд-Резерв. Когда тренер передает молодых спортсменов дальше, и он, и школа получают компенсацию, зависящую от количества лет, потраченных на ребенка. Но цифры эти не космические, адекватные. Тысяч пятьдесят за год работы. То есть за несколько лет, потраченных на ребенка, который вырос в спортсмена, могут быть пара сотен тысяч.
Тема эта, кстати, не новая, это работает в системе баскетбола России уже много лет. Неплохое подспорье для провинциальных тренеров.
Так, а если воспитали сразу суперзвезду? И спортсмен попадает прямиком в топовый клуб? Такое ведь бывает? Достаточно ли приобретает провинция или больше теряет?
Теряет, конечно теряет.
Какой бы контракт не был подписан, именно спортивная школа, республиканская команда, клуб провинциальный - теряет. У нас до совершеннолетия не может быть контракта напрямую с игроком. Все решают родители. И когда загорается звезда…
Только она засветилась – сразу родителям «садятся на ухо» представители богатых клубов, и мы с вами игрока потеряли.
Надо также понимать, что наша республика редко выдает высоченных ребят, в основном у нас крепкие, неуступчивые, стремительные, но все же определенные номера – разыгрывающие, защитники. Вот они пока задерживаются дома. И, кстати, неплохо играют.
Но все эти вопросы пока решаются в частном порядке. Четко выстроить систему, которая бы смогла удерживать наших ребят, давать им больше мотивации играть за родной край, поможет, опять же, только Республиканская школа. Общий Дом.
Мы уже проговаривали ранее и с Андреем Кириленко, и с Александром Владимировичем Бречаловым, что нам нужен общий дом. И это не так дорого стоит. Понимания достигли, но пока ждем. Мы же не одни, другим тоже много чего нужно, а у нас все-таки кое-что уже да получилось. Корректно относимся ко всем подобным процессам, и соразмеряем амбиции с реальностью. Понимаем, что на текущий момент большой Дом на 5000 мест, пожалуй, республике не нужен, а вот вдвое меньший с основным упором на спортивную школу – вариант.
Мы надеемся, что в случае удачной работы в новом сезоне, как спортивной, так и административной, сможем привлечь к баскетболу еще больше внимания, и тогда этот вопрос разрешить станет легче.
Как дела у команды Суперлиги? В каком состоянии сейчас? Что нового?
Команда по индивидуальной программе занималась почти все лето, местные ребята тренировались дома под особым присмотром. В Чайковском сборы прошли, в комплексе «Снежинка». Уже в полном составе. Нам там нравится, здорово было бы такой и у нас иметь. У нас неплохое место Чекерил, но рядом нет зала для серьезных тренировок. Кстати, вот там, в Чекериле, добавить зал – неплохая мысль. Он решит проблемы очень многих клубов и видов спорта.
Самый памятный матч прошлого сезона?
23 февраля с ЦСКА. Переполненный зал, качество игры и эмоции были просто на высочайшем уровне. И то, какие эмоции оставили люди в зале, и то, как болельщики потом праздновали, и то, что это получилось именно 23 февраля, в праздник – незабываемый день.
Слэмданк Хамитова против Рязани – он во всех топах видео. Это красота!
А еще крайне приятно, когда в семье игрока прямо на нашей земле происходит пополнение. В этом году у Карпеко родился ребенок, Чикуров женился. Это всегда вдохновляет и сближает.
Ну, ты у руля команды давно, уже наверняка много таких прибавлений было. Дядей или дедой никто не называет?
(смеется и остается в этой улыбке до конца интервью) Ну, не знаю, как они меня меж собой называют, не важно это. Но я в зал захожу, и чувствую: это работа всей моей жизни. И пытаюсь кем-то таким и быть, не просто начальником.
Давным-давно, когда я только приступал к этой деятельности, баскетбол был скорее страстным и искрометным хобби, процентов 30 времени я ему уделял. Остальное тратил на бизнес. А в последнее время крен пошел в другую сторону, уже больше времени и сил забирает баскетбол. И любви. Без остатка.
То есть, если на одну чашу весов поставить твой бизнес, а на другую – чисто баскетбол, что выберешь?
Ну, мой бизнес, а я занимаюсь газификацией, тоже своего рода ребенок, тоже много было пройдено, пережито. Это не простой выбор. Но сегодня, если уж так прямо выбирать, останется баскетбол.
В некоторых других командных видах популярна аренда игроков, которая часто выручает, почему вы не сильно пользуетесь?
Вообще, такое бывает. Но у нас это не так полезно. Главная причина состоит в количественном составе. В футболе, хоккее в заявках больше игроков, и командам и «содержать» надо большее количество. И заигрывать, сдавать в аренду, чтоб не кисли, и так далее. А в баскетболе у нас 12 человек, и большинство команд с этим спокойно живут, нет причин гонять туда сюда ребят, одалживаться. Смысла не вижу.
А усиливаться лучше за счет улучшения внутренней работы. Физподготовка, медицина, методики работы, тренеры все более серьезные и качественные.
Я лично считаю, что тренеру местному, например, в команде мастеров работать очень тяжело. Потому что он как красная тряпка для быка – раздражитель для большого количества местных любителей спорта. Ведь в каждом втором сидит великий специалист, который особенно язвителен к «своим», кому что угодно можно сказать, предъявить… по-свойски. Такая атмосфера мешает работать почти во всех командных видах, и поэтому порядка 90% серьезных клубов всегда во главу ставят приглашенного специалиста.
Мы, кстати, в этом плане не оригинальны. Валерий Конотопов, пускай и не самый именитый тренер в лиге, но уже почти наш – столько лет в команде, и в то же время он начинал в качестве такого «варяга», что помогло на старте не отвлекаться зря, а сосредоточиться на формировании команды как таковой. Результатами мы довольны.
Тренер же в молодежке, наоборот, считаю, должен быть местный. Юрий Владиславович Карандашов, тренер фарм команды, человек с огромным авторитетом и опытом, и он-то совсем наш, пусть и уезжал.
В принципе, в связке с Сергеем Конотоповым и Швыдким Сергеем, они и выполняют роль своеобразной «республиканской школы», связывая и покрывая юношеские и старшие возраста.
У нас получается постепенно все больше вовлекать играющую молодежь также в качестве молодых тренеров для малышей. Наговицын, Хадеев уже пробуют себя, вроде нравится. У нас есть предварительная договоренность с УдГУ, чтоб они брали к себе наших молодых тренеров, что, надеемся, дополнительно их простимулирует, и поможет увеличить кадровый резерв.
Коротко скажу о наших медиках, процитировав слова Алексея Карпеко, который где только не играл: «медицина у нас в команде точно входит в тройку лидеров Лиги».
Спортивные семьи в спорте штука привычная. Вопрос, как ладят. У тебя сын играет в команде мастеров. Как общаетесь, не включаешь ли тренера по привычке, по-отцовски?
Бывало… Но постепенно проходит. Филипп парень взрослый, кое-что уже сам давно доказал. Я сильно не лезу. Тренеры же есть. В этом сезоне, думаю, он должен окончательно решить и показать нам всем, вам, пришло ли его время. Помогать ему я не буду, давить тоже, все сам, теперь все сам.
Жена у меня баскетболистка, мастер спорта, понимает меня отлично, прощает то, что меня очень мало. Я ухожу, она спит, прихожу, она спит. Но она все понимает, и поэтому нам полегче, наверное, чем некоторым.
Дочка тоже играет в баскетбол, вроде не плохо.
Счастлив?
Да)
Что нас ждет в сентябре?
Мы едем играть товарищеский матч с командой «Уникс» в Казань 5 сентября, с 11 по 16 сентября у нас в Ижевске будет Предсезонный турнир на призы завода «Купол».
Будут Урал (Суперлига-1), Уралмаш (Суперлига-1), Купол-Родники (Суперлига-1), Уфа (Суперлига-2), Чебоксары (Суперлига-2), Сахалин (Суперлига-1). Сразу после турнира мы еще съездим в Уфу на два дня, тоже на товарищеский матч – оттуда в Москву на турнир Памяти Александра Петренко, там Химки, МБА и Ярославль, скорее всего. Сезон у нас по плану с 7 октября, первый соперник Уралмаш.
Начинаем с домашнего матча. Приходите!