СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕРГЕЯ МИНАБУТДИНОВА

Автор фото: © Яна Рафикова

Сергей Минабутдинов

Гандбол

Один из самых молодых руководителей спортивных клубов, как в Удмуртии, так и на территории России, поделился с нами рецептами вовлечения крутых девчонок в гандбол и планами на сезон.


Как оцениваете прошлый сезон? Чем он отличался от предыдущих?

В целом, довольны сезоном. Мы занимали после предварительного этапа шестое место и даже могли сохранить его в плей-офф. Впервые за долгое время. В таком случае девчонки наши получили бы мастеров спорта. Не смогли, заняли в итоге наше привычное уже восьмое место.

Сергей Минабутдинов

Известные изменения в бюджетном финансировании уже коснулись вашей команды? Как? Как справляетесь?

Конечно, коснулись. Но у нас ситуация отнюдь не плачевная, как может кому-то показаться. Во-первых, руководство республики нас не подвело и не бросило, плотно работаем. Получаем на текущий момент примерно до 70% из республиканского бюджета. Это серьезная поддержка, и в новый сезон мы входим достаточно уверенно. Что касается остальной части бюджета. Мы еще не столь опытны в привлечении финансовых источников извне. Мы много к кому уже обращались, пока все сложно. Постановление, которое с 2019 года обязывает команды привлекать 50% внебюджета, вообще новый шаг для всех клубов. Разумеется, мы работаем, причем серьезно, с цифрами. Оптимизировали бюджет, изыскали некоторые средства, которые компенсируют ряд расходов, пересмотрели фонд заработных плат, продолжаем искать общие интересы с рядом спонсоров. Например, теперь мы сотрудничаем с «Увинской», и наш партнер полностью взял на себя обеспечение клуба питьевой водой – для командных видов это заметная статья расходов. Но похвастаться какими-то серьезными успехами в бюджетной сфере все равно не можем, больше помогает, конечно, оптимизация. Которая, конечно, скажется в любом случае и на общем уровне игры команды – мы не можем предложить девчонкам тех зарплат, какие есть у других клубов в Лиге.

А что Вы можете предложить девчонкам? У вас женская команда, это всегда особый случай.

Есть пара рецептов)

Во-первых, мы тесно сотрудничаем с УдГУ, они наш многолетний и качественный партнер, который не только предоставляет нам спортивные площадки, но и дает возможность девочкам получить высшее образование. Такой бонус предоставляет далеко не каждый клуб в России. Он существенный, и он работает.

Во-вторых, пускай прослыву банальным, но у нас здесь семья. Команда-семья. Знаю, многие клубы пытаются выстроить подобные отношения, всячески помогают своим спортсменам и сотрудникам, но дело не только в помощи. Какой-то особый диалог, особенно, между тренерами и игроками, какие-то нюансы в принятии решений. Терпение. Особое отношение к особым моментам, у нас же девушки. Как-то это у нас получилось и достаточно давно. Мы рады и изо всех сил поддерживаем семейную атмосферу.

Сергей Минабутдинов


И все-таки расскажите чуть подробней. Какие особенности в управлении именно женской командой? Что легче, сложнее? В чем разница с мужским коллективом?

Главное – это повышенная эмоциональность. Во всем! Девчонки же. Это и плохо, и хорошо. Интересно и опасно. На эмоциональных перепадах, а они, как ни крути, в женских командах чаще и зависят от большего количества факторов, чем в мужских, висит иногда судьба матча или даже сезона.

За примером далеко ходить не надо. Мы были шестыми, боролись за «новое» место в плей-офф. Дома выиграли Ставрополь. Едем в гости. Вроде готовы. Физически, по сезону, все знаем и умеем – бах, 10 мячей отдаем. В итоге просели, испугались, проиграли. Уверен, все это чисто на эмоциях. Пока мы эмоционально не стабильны. Конечно, это наша недоработка. И мы будем работать дальше, но этот фактор в женской команде всегда более заметен, чем в мужских.

Разумеется, от мужиков мы отличаемся и тем, что у них рождение ребенка не выключает спортсмена из цикла, а у нас еще как!)) Причем и до, и после. Ничего не поделаешь. Зато у нас хорошо работают этакие семейно-корпоративные связи. Если можно так сказать. Мужья, друзья, парни из первой Лиги гандбольной – примерно раз в неделю мы собираемся и играем все вместе в гандбол. Это добровольно и здорово расслабляет, а также делает ближе всех к пониманию, собственно, игры. И такие тренировки помогают разрешить целый ряд вопросов. Когда сами мужья или друзья играют, они лучше принимают разные ситуации, спокойней и с пониманием относятся ко всему, что происходит на поле.

Вы уже много лет играете на высшем уровне. Круче только Еврокубки и игры сборной. Что мотивирует двигаться дальше? Ради чего играете? Подняться ещё на пару мест выше в той же лиге?

Да. Именно. Как я уже говорил, нам, например, нужно было шестое итоговое место – девчонки бы получили мастеров. Это серьезный успех.

А если брать еще выше, то мы как раз мечтаем попасть в один из Еврокубков. Для этого надо для начала попасть в ТОП-5. Это даст право на участие в одном из кубков. Правда, для участия в Еврокубке нужно и зал иметь иной, на 5000 мест, и летать за границу, и много иных мелочей, которые тут же вырастут в значимости, если за кубок взяться. Образно говоря, цена одного Еврокубка для нас будет как целая половина Сезона. То есть на сегодняшний день это только мечта.

Зачастую получается так, что провинциальные команды являются поставщиками талантов в столичные или зарубежные клубы. У вас также выходит. Взращиваете - отдаёте. Не обидно? Есть ли возможность собрать команду ТОП-уровня у нас? И только ли в финансах дело?

Все так. И, конечно, всегда обидно. Так половина страны живет. Но все люди взрослые, крутимся, как можем. Правда, у нас в гандболе, есть одна особенность – у нас недостаточно развита система трансферов. Как в том же футболе, хоккее. В женском гандболе это, наверное, и не получится в ближайшее время, поскольку деньги на покупку игроков всегда есть буквально у трех клубов. Поэтому почти вся трансферная политика у нас сводится к частным договоренностям. Кто-то кого-то увидел, потом позвонил лично, поговорил, а дальше вступают в силу отношения внутри клуба, отношение и приоритеты самого игрока.

Сергей Минабутдинов

Более того, у больших клубов лучше развита и система подготовки собственных кадров. Школы, все возрасты, обширная база и разнообразие тренеров. А резерв – это очень серьезно и экономически всегда себя оправдывает.
У нас с этим проблемы. Многие тренеры в наше время уходят с тренерской должности в школы физруками. И зарплата больше, и ответственность меньше. Это не секрет. А гандбол у нас по своему характеру очень боевой, в него еще и не каждый стремится, только дети с определенным характером. Он же контактный, не волейбол, не теннис. Как и везде, все большая финансовая нагрузка падает на плечи родителей, но, повторюсь, это вторая беда, а первая – недостаток тренеров.

Вы теперь не единственная женский клуб, за который могут болеть любители спорта. Ощущаете ревность к футбольному "Торпедо"? Общаетесь ли? Как планируете внимание публики и первых лиц делить?

Вообще, это круто! Мы, можно сказать, даже соскучились по чему-то такому. А тут и волейбольная команда появилась неплохая, и футбол. Это интересно. И нам совсем нечего делить. Наоборот, мы скорее можем посотрудничать, что-то сделать вместе. Нас же не так и много, вместе все будет намного веселее. Мы даже готовы к совместным каким-нибудь акциям. Надо подумать (улыбается)

Скоро команда едет на сборы. Есть какие-то существенные изменения? Тренерский штаб, состав игроков, иные? Есть ли усиления?

Тренерский штаб тот же, без изменений. А игроки да, есть новенькие. К нам приехали две девочки из Беларуси, но им еще нужно попасть в команду, пока присматриваемся. Сейчас после операции вернутся Ахметова (Чужанова), Пойлова, они уже тренируются. Появился новый вратарь, Ваганова, но давайте-ка про это расскажет тренер, его хлеб) Скажу только, что и молодежи мы много привлекли, готовим!

Сергей Минабутдинов


А какой оптимальный возраст для начала игры на профессиональном уровне в женском гандболе?

20 лет. У всех по-разному, конечно, но в среднем так.

Вы играете в хорошем, но во многом устаревшем зале (ему более 25 лет) УдГУ. Есть планы сыграть дома перед большим количеством зрителей, с другими трибунами, как, например, делали другие команды – зайти в другой зал? Какой зал считаете лучшим в Российской глубинке?

Ну, можно, конечно, в «Олимпиец», «Ижсталь», но это только в особом случае, именно чтоб разместить зрителей. На какие-нибудь кубки, если случится. А остальные залы – разница не велика.

Лучшие залы в России? В городе Астрахань есть зал «Звездный», достаточно свежий, полноценный, масштабный – просто сказка! В нем есть все, все сделано по последнему слову техники.
Но тут еще вопрос в том, для чего зал. Этот – для шоу, для матчей. А вот с точки зрения тренировочного процесса зал в Тольятти лучше, там шесть (!) площадок! Тут без комментариев.

Вы целой семьей работаете в команде. Не бывает сложных моментов, которые ещё сложнее решать, поскольку в споре близкие люди? Кто главный?

Вообще, пожалуй, именно сегодня у нас все встало на свои места. Каждый из нас разбирается в своем направлении, и мы все больше прислушиваемся друг к другу. Понятно, что в административной части это я, в вопросах команды – тренер (Роберт Минабутдинов). Отец (Рифкат Минабутдинов) для нас вообще серьезный авторитет, и заслужил он его по делу. Поэтому большинство серьезных вопросов мы обсуждаем вместе. Но, например, по игроку в составе, конечно, последнее слово за тренером. Как и должно быть. Он, в отличие от нас, может знать и указывать нам не только на финансовые вопросы, но и на тонкие психологические моменты, особые периоды в жизни девочек, семейные обстоятельства.

Самый памятный матч прошлого сезона?

Матч с Волгоградом, который мы выиграли дома. Мы им постоянно проигрывали в разных составах, и очень хотелось, наконец, изменить эту традицию.

Кроме желания попасть в шестерку, есть какие-то еще планы, пожелания?

Знаете, кроме сильного желания занять высокое место, очень хотелось бы вернуть тренеров назад – работать в гандболе. Пять тренеров, пять детских команд, и такая небольшая цифра уже серьезно подтянет уровень гандбола. Это очень важно, это важнее всего.

Сергей Минабутдинов